| ||||
Сказка Смычок и СкрипкаСмычок родился. Открыв глаза, он увидел того, кто его создал. – Ты прекрасен, – сказал ему Мастер, – Тебя ждет великое будущее. Ты сможешь, извлекать удивительные звуки, и они будут совершенны. Музыка, сыгранная тобой затронет души людей и сделает их лучше. – О, как удивительно то, что ты сказал! – воскликнул Смычок. – Конечно, это будет именно так! – с этими словами он выскользнул из рук Мастера и побежал на улицу. – Эй, подожди! Ведь я еще не сказал на чем ты будешь играть, – крикнул ему вслед Мастер. Но Смычок не слышал, он мчался навстречу своей славе. Ярко сияло солнце, небо было чистым, под ногами зеленела молодая трава. – Все в мире совершенно! – ликовал Смычок. – Но главное в том, что я живу не просто так. Меня создали с определенной целью, и эта цель прекрасна. В моей жизни есть смысл! – заключил он. Так, веселясь и радуясь всему на свете, Смычок ушел далеко от дома. Но однажды ему в голову пришла мысль, которая заставила его призадуматься: – Интересно, на чем же я буду играть? Ведь не могу же я извлекать музыку из самого себя? Странно, почему Мастер ничего не сказал мне о моем инструменте? Что в этом за тайна? – и Смычок стал заглядывать в окна домов в поисках чего-нибудь подходящего. Однажды из раскрытого окна он услышал музыку. – Ну, наконец-то! – обрадовался Смычок. – Вот то, что я так долго искал, – и он зашел в этот дом. Посреди комнаты стоял огромный черный Рояль. – Ого, – подумал Смычок, – вот это штука! Да на ней я такое сыграю, весь мир ахнет! – Ты кто? – спросил он у Рояля. – Я? Рояль, – ответил тот и стал поворачиваться на своих скрипучих ногах, чтобы увидеть кто с ним разговаривает. – А ты кто? – спросил он, заметив Смычок. – Я – Смычок! Я создан, чтобы извлекать чудесную музыку. Сейчас я буду на тебе играть. Но предупреждаю, ты сразу станешь знаменитым. Ты готов к славе? – Ты сначала сыграй, а потом поговорим о славе, – пробурчал Рояль. – Ты ничего не знаешь. Я совершенный и создан извлекать совершенные звуки. Так сказал мой Мастер. – Ну, что ж, попробуй, – ответил Рояль. Смычок несколько раз обошел вокруг инструмента, потрогал его блестящие лаковые бока и остановился перед клавишами. – На этом играют, – подсказал ему Рояль. – На этом играют? Интересно как? – подумал про себя Смычок. Он несколько раз пробежался по клавишам, но ничего похожего на музыку не услышал. – Да не так, – проворчал Рояль, – на клавиши нужно нажимать, а не пилить. – Нет, тут что-то не так, – размышлял вслух Смычок, в очередной раз обходя Рояль, – А нет ли в тебе еще чего-нибудь? Например, под этой крышкой? – и он заглянул под черную крышку Рояля. – Ага, вот что ты от меня прятал! – воскликнул он, увидев струны, – Как это называется? – Это струны, но на них не играют, – ответил Рояль. – Значит, играть не умеют, – отрезал Смычок и принялся носиться по струнам, извлекая звуки ужасающей хрипоты и визга. – Да что же это такое?!! – пророкотал басом Рояль, – ты ведь меня совсем испортишь! А ну кыш отсюда! – и он захлопнул крышку с такой силой, что Смычок еле успел отскочить в сторону. – Подумаешь, – обиделся Смычок, – да если хочешь знать, это ты неправильный. В тебе струн-то приличных нет. И кто тебя только сделал? – Да тот же, кто и тебя, – проворчал Рояль и заскрипел, повернувшись к Смычку спиной. – Вот врун, – думал Смычок, шагая дальше, – и струны у него фальшивые. А еще говорит, что я играть не умею. Так он шел и шел, пока не услышал странные звуки: это было похоже то на грохот камней, то на ласковый шёпот волны. – Ты кто? – удивленно спросил Смычок. – Я – Барабан. Это на мне сейчас играли, – гордо ответил Барабан. – А я – совершенный, – сказал Смычок, – сейчас я буду на тебе играть. Ты готов к славе? – и он пробежался по гладкой коже Барабана. – Нет, нет! – закричал Барабан, – меня не надо пилить, по мне надо стучать. – Как будто я не знаю, что надо делать, – возмутился Смычок и несколько раз ударил по Барабану. – Нет, это ни на что не похоже, – рассердился Барабан, – даже мальчишки играют лучше, чем ты. А еще говорил, что совершенный. Ты посмотри на себя – вроде палка, а вроде и нет. И кто тебя только создал? – спросил Барабан, гордо выпятив свою кожаную грудь. – Меня создал Мастер, – тихо прошептал Смычок. – Какой там Мастер, – засмеялся Барабан, – вот меня действительно сделал Мастер. – Слышал, как на мне играют! – и он презрительно отвернулся. Понурив голову, побрел Смычок дальше. Небо затянулось тучами, накрапывал дождик, а Смычок все шел и шел, уже сам не зная куда и зачем. – Нет, так я совсем раскисну, – вдруг подумал он, – а ведь мне пророчили великое будущее. Кто знает, может быть, это все-таки правда? – и Смычок постучался в первую попавшуюся дверь. – Нельзя ли у вас обсушиться? – спросил он у хозяев. – Пожалуйста, проходите, – ответили ему и он оказался в маленькой комнате у горящего камина. Согревшись, он огляделся по сторонам. – Я давно за вами наблюдаю, – услышал он чей-то приятный голос. – Кто вы? – спросил Смычок. – Я – Виолончель, обратите внимание на мою идеальную форму и великолепные струны. – Струны? – переспросил Смычок, – и на них можно играть? – О, конечно! Я издаю волшебные звуки, и обратилась к вам именно потому, что вы очень похожи на тех, кто на мне играет. – Не разрешите ли и мне попробовать? Когда-то некто сказал, что у меня будет неплохо получаться. – Прошу вас, – пригласила Виолончель. Смычок провел по струнам раз, другой, третий, но звуки все выходили не той глубины, не той силы. – Вы, наверное, или еще слишком молоды, или вас немного не доделали. Подрастите, иначе мои струны будут вам не по зубам, – и Виолончель расхохоталась Смычку прямо в лицо. Когда дождь кончился, Смычок побрел дальше. Ни яркое солнце, ни голубое небо, ни зеленая трава больше не радовали его. – Все в мире пусто, уныло и не нужно. В жизни нет и капли смысла, – думал Смычок. Он больше не мог без боли слушать музыку. – Вы играете? – спрашивали его. – О нет, – уныло отвечал он. – Тогда зачем вы? – и от него отворачивались с недоумением. Сколько прошло времени, месяцы или годы, только однажды в поисках ночлега он переступил порог дома, в котором родился. Мастер, увидев Смычок, сразу узнал творение своих рук. – Друг Смычок, как я рад! – воскликнул он, – скорее расскажи о себе. Ты ведь должен быть счастлив! – Ты обманул меня, – отвечал Мастеру Смычок, – когда-то я поверил тебе и вот я беден и одинок. Ты обещал мне прекрасное будущее, а сделал бездарным и ни на что не годным. Я устал и не хочу больше жить. Зачем ты меня создал? – Подожди, – отвечал Мастер, – этого не может быть, ведь я действительно создал тебя совершенным. У тебя не может быть другой жизни, кроме той, которую я обещал. – О чем ты говоришь? – с горечью сказал Смычок, – я испробовал множество инструментов, я обливался потом, но так ничего и не достиг. Мир убедил меня в том, что я бездарен и ни на что не годен. – Но, подожди, – задумчиво сказал Мастер, – в твоем рассказе я ни разу не услышал о Скрипке. Неужели и она… – – О Скрипке? – перебил его Смычок, – я ничего не слышал о Скрипке. – Ну как же, – всплеснул руками Мастер, – ведь ты был создан, чтобы играть именно на ней. Именно на ней! – Постой-ка, – и через минуту Мастер принёс в комнату небольшой изящный инструмент, – Смотри, вот она! Вы созданы друг для друга. – Нет, Мастер, – отвечал ему Смычок – нет, Мастер. Я больше не играю, музыка приносит мне только боль и разочарование. Создай для неё что-нибудь другое. – Поверь мне, я знаю, о чем говорю, – убеждал его Мастер, – ты только попробуй, у тебя получится. – Я пробовал тысячи раз, и ничего не выходило, – качал головой Смычок. – А сейчас ты просто поверь мне и выйдет, – настаивал Мастер. – Я однажды уже поверил тебе, – отвечал Смычок. – Послушай, но ведь тогда, давно, ты не узнал, для чего был создан. – Нет, почему же, я знал, ты сказал, что у меня есть будущее, а теперь ты сам видишь, что получилось. – Да я сказал это, правда. Но ведь ты не дослушал, как этого можно достичь, ты ничего не узнал о своем инструменте, о том, что я создал именно для тебя. Да, я создал множество прекрасных вещей, но все они для других и другие счастливы, обретая их. Так будь же счастлив и ты, – и Мастер протянул Смычку Скрипку. – Хорошо, я поверю тебе в последний раз, – сказал Смычок и коснулся струн Скрипки. Говорят, что так бывает только в сказках, но это не правда. Чудо произошло. И была музыка, и было счастье. – Это чудо! – перешёптывались те, кто слышал Смычок и Скрипку. – Никакого чуда нет, – улыбался им в ответ Мастер, – просто я всегда знаю, что я
создал и для чего.
Спящие струны Скрипки На перекрёстке судеб, Где все пути так зыбки, В одной мелодии сольются, И не разъять их упоенья, Пока рука Маэстро будет Объединять их вдохновеньем. |
||||
|